Сидорова Екатерина Владимировна, воспитатель, с. Майма, МБДОУ "Медвежонок"

нетрадиционная работа с родителями

 Применения нетрадиционных форм в работе с родителями

Сидорова Екатерина Владимировна

воспитатель, МБДОУ «Медвежонок, «с. Майма»

E-mail: yureva_katya@list.ru

 

Для полноценного прохождения процесса обучения, формирования личности, воспитания ребёнка необходимо создать микроклимат между педагогом, учащимися и семьёй, и решение этой проблемы становится всё более актуальным и востребованным.

На сегодняшний день  специалистами в области дошкольного образования понимается важность участия родителей в образовательном процессе детей. Однако зачастую традиционные формы и методы работы с родителями оказываются либо недостаточными, либо неэффективными в силу разных причин и поиск баланса между традиционным и более новым в этой области для повышения эффективности образовательного процесса является актуальным.

Сейчас открываются широкие возможности для того, чтобы создать для детей благоприятные условия в стенах детского сада. И для этого педагогам дошкольного учреждения необходимо приложить усилия, чтобы ребята с радостью приходили в детский сад и с удовольствием оставались на весь день. Это возможно, если существует цепочка «педагог-ребёнок - родители» [1].

В настоящие время существует несколько форм нетрадиционной работы с родителями, для себя я выделила следующие:    

«Родительская гостиная» помогает познакомить и сплотить  родителей. Родительские гостиные проводятся в объединении  примерно 1 раз в год, как правило без детей, где в непринужденной обстановке родители слушают друг друга, высказывают свое мнение, делятся своими мыслями на заранее обозначенную тему.

«Интернет общения с родителями» позволяет быстро в письменной форме информировать родителей о предстоящей совместной работе в объединении или учреждении дошкольного  образования, поздравлять с праздниками и т. д.  Главное условие для общения в интернете  - доброжелательный тон, радость общения.

«Семейный мастер-класс» позволяет воспитателю более глубоко раскрыть способности детей, широко использовать их творческий потенциал, а также объединить усилия для создания единого воспитательного пространства совместно с родителями.

В наше время  нетрадиционная форма работы с родителями «семейный мастер-класс», который подходит для организации совместного времяпровождения детей и родителей с пользой для гармоничного развития личности ребёнка и для укрепления внутрисемейных отношений является новизной.

В своей педагогической деятельности  я  применяю такую форму нетрадиционной работы - «Семейный мастер-класс». Участие в «семейных мастер-классах» позволяет родителям получить теоретические знания, практические умения, по-новому взглянуть на своего ребёнка, расширить собственные психолого-педагогические возможности.

Цель  в проведении «семейных мастер – классах» заключается в создании оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями посредством нетрадиционной формой работы.

Главным в проведении «семейного мастер-класса» является, то, что данная форма  помогает родителям приобщиться к интересам ребенка. Родители и дети, совершая общее интересное дело, становятся ближе друг к другу, лучше понимают интересы друг друга. Эта нетрадиционная форма работы очень эффективна,  во время данного мероприятия возникает много возможностей для общения детей и родителей. Родители наблюдают за ребенком в разных ситуациях, что и позволяет им лучше  узнать его.

У меня  в этот момент появляется возможность создания партнерских отношений с семьей каждого ребенка, установить атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.

Для проведения «семейных мастер-классов» не нужно знать определенной методики, в данной работе нет  строгих и единых норм, что помогает мне фантазировать и  воображать. Для проведения «семейных мастер-классов» я выбираю разные темы, например «Чтоб пожаров избежать»; «Что за жёлтые комочки? Семенят с мамой рядом?»;  «Делу время, а игре час».

Каждый воспитатель может сам разработать план проведения «семейного мастер – класса».

В проведение «семейных мастер-классов» я выделила несколько этапов, которые помогают мне быстро и качественно организовать мою работу:

Подготовительный этап для воспитателя:

· Выбор темы «семейного мастер-класса», техники его выполнения.

· Заранее приглашение родителей с детьми на «семейный мастер-класс».

· Планирование: разработка программы и плана-конспекта «семейного мастер-класса».

· Подбор теоретических материалов, зрительного ряда, литературы.

· Подбор практических материалов (оборудование, материалы, инструменты для работы).

· Отработка приёмов выполнения работы и её этапов в выбранной технике.

· Выполнение презентации о практической части «семейного мастер-класса», этапах выполнения задания.

· Подготовка раздаточных материалов.

Организационный этап:

· Подготовка и оформление места проведения «семейного мастер-класса»: место для педагога, для участников, необходимое оборудование, место для выставки.

· Организация фото съёмки на «семейном мастер-классе» и результатов работы.

· Представление фотоматериалов на сайте объединения, фото отчет.

Практический этап («семейный мастер-класс»: этапы проведения):

· Организационный момент: рассаживание участников, подготовка рабочих мест, проверка готовности.

· Предоставления темы «семейного мастер-класса», её актуальности, практической значимости, результаты, которые ожидаются.

· Презентация «семейного мастер-класса», вся техника работы, этапов выполнения работы.

· Практическое занятие по освоению темы «семейного мастер-класса»: все этапы показа должны сопровождаться подробным словесным объяснением, раздаточным материалом для каждого участника.

· Подведение итогов: совместное обсуждение результатов «семейного мастер-класса»; выставка.

· Организационный момент: совместная уборка рабочих мест, приведение в порядок аудитории.

Результатом проведения «семейных мастер – классов» является сотрудничество с семьёй, создаются оптимальные условия, которые позволяют добиваться позитивных результатов в развитии, воспитании и обучении личности. Происходит объединение усилий в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает дошкольное образование привлекательным для родителей и детей, стимулирует творческую активность педагога.  При сложившихся  трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать возникающие проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Воспитатель  находит не только единомышленников, но и союзников, помощников для достижения одной общей цели – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь, используя традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с родителями.

«Семейные мастер – классы» способствуют установлению позитивной эмоциональной атмосферы, благодаря которой родители становятся более открытыми для общения. Здесь они выступают не зрителями и не наблюдателями, а активными участниками в данном мероприятии нашей группы детского сада.  Вся  репродуктивная деятельность, которая  сделанная своими руками или ручками наших детей – это необыкновенная, памятная вещь, содержащая частичку души ее создателя, а весь процесс создания–  это приятные моменты нашей жизни. Игрушки, сделанные родителями, становятся самыми дорогими для детей.

Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Беречь любовное единство семьи,  не стесняться проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям помогает такое направление, как «семейный мастер-класс». Истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. «Семейный мастер-класс» способствует гармонизации детско-родительских отношений и отношений педагога с детьми и родителями.

В целом использование  нетрадиционных форм работы с родителями  способствует повышению эффективности работы с родителями, их заинтересованность и активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Список использованной литературы

1. Ронами Т.Ю. Формы и методы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С.33-37.

15 января 2017 в 10:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.